Задвижка это вид запорной арматуры, предназначенной для перекрытия отдельных участков трубопроводов и предотвращения дальнейшего движения потока рабочей среды. Она используется в системах водоснабжения, теплоснабжения и орошения, а также в усложненных условиях эксплуатации. Задвижки обладают прочностью и долговечностью, что делает их надежным выбором для различных инженерных систем. Они могут иметь разные конструкции, включая обрезиненные клины, шиберные (ножевые) механизмы и другие варианты. Важно выбирать задвижку, соответствующую конкретным требованиям системы и условиям эксплуатации.
Виды задвижек
- Задвижки с параллельным затвором: у этих задвижек отсутствует заедание в закрытом положении, что обеспечивает надежность и долговечность работы.
- Клиновые задвижки: в таких задвижках плоскости запорного элемента и уплотнительные седла расположены под углом друг к другу. Клин может быть жестким или мягким, что обеспечивает отличную герметичность после притирки.
- Ножевые (шиберные) задвижки: в таких задвижках затвор имеет форму ножа, который перемещается внутри корпуса. Они обеспечивают быстрое открытие и закрытие потока жидкости или газа.
- Задвижки с выдвижным шпинделем: в таких задвижках шпиндель выдвигается из корпуса, что обеспечивает удобство обслуживания и ремонта
Основные компоненты задвижки
- Корпус (кожух): Это внешняя оболочка задвижки, обычно выполненная из чугуна. Корпус защищает внутренние детали от воздействия окружающей среды.
- Шток (стержень): Шток – это центральная часть задвижки, которая перемещается внутри корпуса. Он может быть изготовлен из стали или других материалов. Шток связывает рукоятку или привод с заслонкой (клином), позволяя управлять потоком среды.
- Заслонка (клин): Заслонка – это часть задвижки, которая перекрывает или открывает проход в трубопроводе. Она может иметь форму клина, ножа или другой конструкции. Заслонка прикреплена к штоку и двигается вместе с ним.
- Уплотнения (уплотнительные кольца): Уплотнения обеспечивают герметичность между корпусом и штоком. Они предотвращают утечку рабочей среды через задвижку.
- Рукоятка (привод): Рукоятка или привод служит для управления задвижкой. Поворот рукоятки или привода передвигает шток и, следовательно, заслонку.
- Гайка (гайковое устройство): Гайка крепит рукоятку или привод к штоку. Она обеспечивает надежное соединение и позволяет управлять задвижкой.
Задвижки широко используются в инженерных системах благодаря своей прочности и долговечности.
Материалы изготовления задвижек
- Корпусные детали: Чаще всего изготавливаются из чугуна или стали (легированной или нержавеющей).
- Затвор: Обычно изготавливается из стали, которая хорошо переносит работу в потоке среды
Принцип работы чугунной задвижки
Принцип работы чугунной задвижки заключается в перекрытии или открытии потока рабочей среды в трубопроводе. Вот как это происходит:- Закрытое положение: Когда задвижка находится в закрытом положении, заслонка (клин) плотно прилегает к внутренней поверхности корпуса. Это предотвращает движение среды через трубопровод.
- Открытое положение: Поворот рукоятки или привода передвигает шток, который, в свою очередь, перемещает заслонку в открытое положение. Заслонка открывает проход в трубопроводе, позволяя рабочей среде свободно двигаться.
- Управление потоком: Путем управления рукояткой или приводом можно регулировать поток среды. Если задвижка полностью открыта, поток будет максимальным. Если она полностью закрыта, поток будет полностью перекрыт.
Как выбрать задвижку
При выборе чугунной задвижки следует учитывать несколько важных параметров:- Диаметр трубопровода и диаметр задвижки: Убедитесь, что диаметр задвижки соответствует параметрам трубопровода. Полнопроходные задвижки имеют диаметр, равный диаметру трубы, что обеспечивает максимальный поток среды.
- Рабочее давление: Проверьте, что рабочее давление задвижки не превышает давление в системе. Это важно для безопасности и надежности.
- Вид управления: Выберите вид управления, который соответствует частоте и режиму работы системы. Ручное управление или автоматический привод – выбор зависит от конкретных условий.
- Совместимость среды и материала: Учтите, что задвижка должна быть совместима с рабочей средой (жидкостью или газом). Также обратите внимание на материал корпуса и деталей задвижки.
- Способ соединения: фланцевые, резьбовые, приварные.